# #

Внешний вид сотрудников - головная боль всех компаний

03.09.2018

Визуалам надо, чтобы одёжка на нас была адекватной

Корреспондент  –  Когда и почему компания простит неподобающий дресс-код?

Ирина  –  «По одёжке встречают…» Практически 80% людей являются «визуалами», то есть наибольшее количество информации они воспринимают глазами, в том числе делают выводы на основании увиденного.

Нам порой бывает трудно изменить первое впечатление, которое произвёл на нас человек. Если компания ориентирована на клиентов, front-office всегда обречен строго соответствовать  установленным в компании правилам и стандартам по внешнему виду.

Здесь бесполезно говорить, что это ерунда, главное – профессионализм , но в практической жизни всё совсем не так.

Форменная одежда, опрятная и ухоженная, всегда подсознательно настраивает клиента на волну доверия и готовности к взаимодействию, а это уже половина успеха.

И в том случае, если бизнес полностью зависит от клиента, его настроения и кошелька, то без соответствующей «картинки» не обойтись.

В том случае, если клиент непосредственно не встречается с работником, но его опыт, знания и квалификация лежат в основе продукта, который производит компания, то вполне возможны послабления во внешнем виде.

Есть вспомогательные подразделения, которые обеспечивают функционирование компани, например бухгалтерия.

Зачастую бывает практически невозможно заставить работников данного подразделения поменять «блестючие» и прозрачные блузочки на скучный офисный look.

В этом случае зачастую легче сделать определённые послабления, чем получить сопротивляющееся, находящееся в дискомфорте подразделение, допускающее ошибки и нарушающее сроки.

Многое зависит от того, как мотивируется сотрудник на приверженность установленному дресс-коду.

Насколько публично поддерживаются работники, которые соответсвуют установленным правилам.

Может, это конкурс «Мисс офис» или дополнительные звёздочки на личной странице, которые в конце месяца можно обменять на какие-то приятности.

Метод пряника, на мой взгляд, в этом случае всегда более действенный чем метод кнута.

К.  – Айтишникам же все прощают всё и вся?

И. – Айтишниками не становятся, а скорее всего – рождаются.                     

И не удивительно, что потребность в личной коммуникации у работников, которые выбрали себе в спутники компьютер, зачастую равна нулю.

И если он своей головой приносит компании прибыль, быстро и качественно решает те задачи, которые перед ним ставятся, то компания должна создавать для него все условия, которые будут способствовать его максимальной эффективности.

Дресс-код здесь в явном виде не присутствует.

В этом случае многое зависит от усилий службы персонала, чтобы вовлечённость персонала и приверженность ценностям компании стали значимым фактором для сотрудников.

И это не только «печеньки» в офисе и удобное рабочее место.

Я не говорю здесь о системных администраторах, которые взаимодействуют со всеми работниками компании – и не всегда по телефону или с помомщью удаленного доступа.

В этом случае соответствие корпоративному просто необходимо прежде всего из соображений человеколюбия. Здесь требования к аккуратности и презентабельной внешности вполне оправданы.

К. – Чем рискует фирма, если прежняя профессия ценного кандидата была весьма «аморальной» или несовместимой с нынешней (в США одна судья ранее официально трудилась в борделе)?

И. – Компания всегда рискует своей репутацией, если она публична и её работники  активно общаются с внешним миром.

Однако всё очень условно: сколько сегодня весьма успешных , весьма респектабельных людей имели «тёмное» прошлое в связи с криминалом?

Но сегодня это, скорее всего, носит общий флёр «лихих 90-х» либо вообще не упоминается. Любой человек может оказаться в трудной жизненной ситуации, но всегда выбор остаётся за ним – поступиться своими нравственными и моральными принципами или нет.

Наше общество всё-таки не так уж и толерантно и не готово принять  любой выбор человека, особенно тот, который видится большинству аморальным.

Но в некоторых случаях аморальная репутация может служить повышенным спросом со стороны общественности и принести неплохие дивиденды своему носителю, в особенности если он – служитель шоу-бизнеса.

К. – Почему суд восстановил судью в шортах?

И. – Отношения между работодателем и работником регламентируются прежде всего Трудовым кодексом Российской Федерации и другими правовыми актами, которые содержат нормы трудового права. 

Прямого основания для увольнения по инициативе работодателя (ст.81 ТК РФ) за нарушение дресс-кода в кодексе нет.

Скорее всего здесь можно было применить только п.5. ст. 81 ТК РФ, а именно: неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Но в этом случае работодатель должен доказать и подтвердить следующее:

1.      Обязательность соблюдения дресс-кода. В локальных нормативных актах или трудовом договоре должно быть написано, что соблюдение дресс-кода для работника является обязательным.

2.      Наличие подписи работника, который был ознакомлен с локальным нормативным актом, устанавливающим обязанность работника соблюдать дресс-код.

3.      Наличие не снятого дисциплинарного взыскания.

4.      Доказательство, что работник допускал неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей.

В этом случае суд встал на сторону работника, скорее всего, в связи с тем, что работодателем не было представлено доказательств неоднократного неисполнения работником своих трудовых обязанностей, что делает невозможным применение данного основания для увольнения даже при наличии дисциплинарного взыскания.

К. – Что и как можно считать о кандидате по его «одёжке»?

И. – Часто одежда говорит о соискателе намного красноречивее самого соискателя: о финансовом положении, о статусе, демонстрирует отношение к опрятности, особенности характера.

Но для выводов одного впечатления мало, поскольку тезис  «Внешность обманчива» никто не отменял.

Но , тем не менее, любители экзотических,  авторских вещей, которые не каждый отважится надеть, чаще всего обладают весьма сложным характером: нестандартная внешность, нестандартное мышление, нестандартное поведение.

Возможны сложности во внешних и внутренних коммуникациях.

Часто бывает, что кандидат рассказывает о своей успешной карьере, высоком уровне дохода на прежнем месте, однако это никак не отражается на его внешнем виде.

Возможно, деньги для него не важны и он всё отдает на благотворительность или помогает своим многочисленным детям и родственникам, но это как раз можно уточнить.

И уже тогда делать выводы о том, что человек выдает желаемое за действительное.

Должна привлечь внимание интервьюера и одежда, которая не соответствует возрасту кандидата или носит тематический характер.

Когда дама после 35 лет приходит в рюшах и кружевах в стиле японских аниме на собеседование, да еще и с фиолетовыми волосами, то вполне возможно, что тематические пати и встречи единомышленников занимают у нее больше времени, чем работа.

И сможет ли она найти равновесие между хобби и работой – ещё вопрос.

Я обычно всегда обращала внимание на несоответствие и расхождения слов и внешнего вида.

Но это всегда требует уточнения.

В любом случае, одежда – это наша проекция на отношение к себе в первую очередь, но и на наше отношение к окружающему во вторую.

При анализе кандидата не учитывать этого было бы неправильно.

К. – Мультинациональные команды или моно – плюсы и минусы в России?

И. – Проблемы для команды всегда одни – слабые навыки коммуникации.

И здесь совсем не важно – мульти или мононациональные эти команды.

Если не отлажены коммуникативные каналы, если информация не передаётся вовремя или искажается по пути следования.

Если вопросы и уточнения задавать не принято, а выводы делаются на основании своих субъективных представлений, то хороший результат получить трудно, особенно если представление о конечном продукте команды у каждого своё и критерии достижения целей проекта не формализованы.

Говорят, что от смешанных браков всегда получаются красивые дети.

Я бы применила этот тезис и к командам, особенно для которых ставятся задачи создания какого – то нового продукта или подхода.

Здесь существенным позитивным фактором может служить наличие разных менталитетов, взглядов, установок, подходов, которые при наличии эффективной коммуникации способны создать прорывной продукт.

 

Возврат к списку