Компания: крупное предприятие энергетического сектора.
Задача: провести в компании сбор и внедрение рационализаторских предложений. Важно было собрать предложения, провести оценку и внедрить те, которые бы сделали компанию эффективней.
Лидером изменений стал кадровый резерв, которому предстояло стать локомотивом по продвижению предложений внутри компании.
Мотивация: чтобы работники свободно высказывали идеи и предложения, которые раньше замалчивались или обсуждались в узком кругу. Выдвижение предложений – это престижно и почётно.
Кадровые резервисты сформировали и возглавили инновационные команды, «упаковывали» и защищали перед правлением компании рацпредложения.
План: выносить 3 – 5 бизнес-плана в год.
В результате появился проект «Инноватор».
Концепция проекта:
● Инициатор рацпредложений (создает и предлагает рацпредложения);
● Функциональный эксперт (классифицирует рацпредложения);
● Лидер инновационной команды (организует проработку и защиту рацпредложений).
При этом работник, в зависимости от уровня развития компетенций, может выступать как в одной, так и в нескольких ролях одновременно.
Формат рацпредложения состоял из следующих буллитов:
● Идея (что предлагается)
● Ожидаемый результат (в чем полезность идеи)
● Обоснование (почему реализация идеи приведет к достижению результата).
Рацпредложения дифференцировали по следующим пунктам:
● Цель воздействия (увеличение дохода, снижение расходов, повышение надежности);
● Объект воздействия (оборудование, персонал, технологии и т.д.);
● Масштаб воздействия (рабочее место, подразделение);
● Сложность внедрения (высокая, средняя, низкая);
● Оценка полезности рацпредложения функциональными экспертами (необходимо, полезно, заслуживает внимания, бесполезно, вредно).
Первоначально процесс от подачи рацпредложения до защиты бизнес-плана перед руководством компании проверили на кадровом резерве. Организовали деловую игру, где команды филиалов первоначально формировали базу рацпредложений, эксперты классифицировали, а затем лидеры групп выбирали проекты, формировали команду и разрабатывали бизнес-план. В последний день каждая группа защищала проект перед экспертами и руководством компании. Тренировка прошла удачно, стало понятно, что система доступна и сам подход – формирование групп экспертов по принципу интереса к бизнес-задаче – приносит результат.
Самое сложное было запустить процесс подачи предложений. Помогла корпоративная газета, в которой выделили специальную страницу «Инноватор» и где регулярно публиковались рейтинги филиалов по внесению предложений.
Постепенно проект наполнялся идеями, эксперты принимали участие в классификации поступающих предложений, зарабатывая внутреннюю валюту, а лидеры групп кадрового резерва смогли на практике выбирать предложения, формировать проектные группы и готовить проект к защите.
Проектные группы формировались в зависимости от выбранного рацпредложения.
Участники не привязывались ни к месту возникновения идеи, ни к филиалу. Инициаторами выступали лидеры кадрового резерва, выбиравшие предложения из банка идей. К участию привлекались эксперты из филиалов и управляющей компании, которые обладали необходимым опытом и уровнем экспертности.
Такое взаимодействие проектных команд оказалось эффективным. Бюрократические процедуры голосований исключались. Группа готовила бизнес-план в дистанционном режиме и выносила на очные рассмотрения экспертного совета. Часть инноваций внедрялась в филиалах, не доходя до уровня управляющей компании.
За 9 месяцев реализации проекта «Инноватор»:
● подано 5995 рационализаторских предложений,
● 757 экспертов участвовали в оценке предложений,
● 424 проекта были разработаны и подготовлены к защите,
● 100 проектов прошли защиту на экспертном совете.
● Экономический эффект составил свыше 150 тыс. долларов.
В основном изменения затрагивали технические решения, направленные на улучшение действующих систем.
На заседании экспертного совета в управляющей компании были выбраны к внедрению три лучших предложения.
Одно из них - «повышение эффективности системы сбора информации с регистраторов аварийных событий». Проблема, заключалась в том, что при возникновении аварийного события оперативный персонал подстанции считывал данные с регистраторов различного типа.
Из-за этого возникали потери времени при расшифровке.
Было предложено решение – разработана универсальная программа для всех типов регистраторов с вовлечением разных производителей регистраторов и создана объединённая система снятия информации с регистраторов аварийных событий.
Сначала решение протестировали на одном объекте, а потом внедрили повсеместно.
Компания добилась:
● надежности сети (за счет более оперативного рассмотрения аварийного события),
● сокращения затрат (за счет сокращения времени устранения аварийной ситуации),
● увеличения доходов (за счет уменьшения времени простоя оборудования).