# #

Чего хотят «айтишники»? Интервью с Еленой Шабуниной

12.12.2016

ИТ-специалисты нарасхват, они привыкли к «пряникам» и «плюшкам». Чем удивить? Как заинтересовать вакансией? Об этом рассказывает Елена Шабунина, профессионал с более 8-ми летним опытом работы в области подбора специалистов в сфере IT.

Что отличает российского «айтишника» от зарубежного?

Российские «айтишники» высоко ценятся во всем мире. Им готовы простить многое, даже отсутствие свободного английского языка.

Западные специалисты, как правило, имеют узкую специализацию, которая востребована в конкретных сферах, а у наших спецов более разнообразный опыт и знания из разных областей IT, что востребовано рынком, т. к. у нас приветствуется, когда человек может выполнять задачи сразу нескольких сотрудников (он же админ, он же менеджер проектов и заодно мог бы продавать ПО на встречах). На западе же принципиально другой подход — там все заинтересованы взять профи под конкретную задачу и при отборе предпочтение отдают не тому, кто имеет «широкий IT кругозор», а тому, кто уже завтра сможет четко выполнять свои функции, т. к. последние 10 лет работал именно в этой сфере, и время для адаптации ему понадобится минимальное. Если же специалист не имеет большого опыта в конкретной сфере, под которую открыта вакансия, но обладает редкими и глубокими познаниями в смежных сферах (может на коленке спроектировать космолет, а собеседуется на мастера по космическим табуреткам), то его скорее всего не возьмут, отдав предпочтение менее гениальному, но более подходящему по опыту. У нас же преимущество чаще всего отдается мульти специалистам, потому что каждая маленькая компания уверена, что рано или поздно будет строить космолет.

Другое отличие связано с количеством и качеством рабочего времени. В России айтишники привыкли эффективно работать в среднем 4 часа из 8-ми, и это считается нормой. Давно и настойчиво внедряются различные системы учета рабочего времени, но наш менталитет все равно заточен под то, чтобы «обмануть систему». Когда же российские «айтишники» попадают в западные компании, где менеджеры (и заказчики) следят за каждой минутой оплаченного времени проекта, они обнаруживают, что работать эффективно требуется все 8 часов из 8-ми.

А чего хотят «айтишники»?

«Плюшки» — типа чай, кофе, игры в офисе — уже не работают, это либо по дефолту должно быть в каждом офисе, либо «платите мне лучше нормальную зарплату и я сам себе это куплю».
В обещания про «интересный проект» и " стабильную дружную компанию" в описаниях вакансий сейчас уже не верят. Приходится придумывать что-то новое, приводить доказательства, чтобы привлечь нужного спеца.

«Айтишники» ценят не так много:

1. Деньги.
Это основная мотивация. Не только заработная плата, но и другие возможности:

  • увеличение дохода через премии;
  • возможность заниматься смежными проектами в рамках компании;
  • лояльное отношение к занятости на сторонних проектах.

2. Время.
Облик «айтишника» изменился. Они больше не носят растянутые свитера и не пьют литрами растворимый кофе. У них появился досуг ( а также девушки, жены и дети) и деньги на него. Поэтому при выборе работы, все чаще становится важным сколько времени придется тратить дорогу и есть ли переработки.

3. Отлаженные процессы.
«Айтишники» заинтересованы в том, чтобы в компании были выстроены процессы, т. е. использовались системы контроля версий, создавалось качественное тз, были тестировщики, четкие системы коммуникаций между подразделениями и заказчиками. Специалисты не готовы тратить свое время и силы на лишние коммуникации, рутину или непрофильные задачи.

4. Перспективы карьерного/профессионального роста.
Толковый спец уйдет, если ему постоянно придется заниматься одним и тем же, без вариантов дальнейшего роста. Для «айтишника» важно, чтобы задачи, о которых говорят на собеседовании, соответствовали действительности. Можно круто презентовать неинтересную вакансию, но через 3 месяца ваш «айтишник» уйдет, обнаружив, что нужно саппортить сайты на битриксе, а под новыми технологиями подразумевался переход на Drupal.

5. Стабильность.
Особенно сейчас. Задача HR показать, что компания стабильная и что она будет долго работать.

Возврат к списку