ИТ-специалисты нарасхват, они привыкли к «пряникам» и «плюшкам». Чем удивить? Как заинтересовать вакансией? Об этом рассказывает Елена Шабунина, профессионал с более 8-ми летним опытом работы в области подбора специалистов в сфере IT.
Российские «айтишники» высоко ценятся во всем мире. Им готовы простить многое, даже отсутствие свободного английского языка.
Западные специалисты, как правило, имеют узкую специализацию, которая востребована в конкретных сферах, а у наших спецов более разнообразный опыт и знания из разных областей IT, что востребовано рынком, т. к. у нас приветствуется, когда человек может выполнять задачи сразу нескольких сотрудников (он же админ, он же менеджер проектов и заодно мог бы продавать ПО на встречах). На западе же принципиально другой подход — там все заинтересованы взять профи под конкретную задачу и при отборе предпочтение отдают не тому, кто имеет «широкий IT кругозор», а тому, кто уже завтра сможет четко выполнять свои функции, т. к. последние 10 лет работал именно в этой сфере, и время для адаптации ему понадобится минимальное. Если же специалист не имеет большого опыта в конкретной сфере, под которую открыта вакансия, но обладает редкими и глубокими познаниями в смежных сферах (может на коленке спроектировать космолет, а собеседуется на мастера по космическим табуреткам), то его скорее всего не возьмут, отдав предпочтение менее гениальному, но более подходящему по опыту. У нас же преимущество чаще всего отдается мульти специалистам, потому что каждая маленькая компания уверена, что рано или поздно будет строить космолет.
Другое отличие связано с количеством и качеством рабочего времени. В России айтишники привыкли эффективно работать в среднем 4 часа из 8-ми, и это считается нормой. Давно и настойчиво внедряются различные системы учета рабочего времени, но наш менталитет все равно заточен под то, чтобы «обмануть систему». Когда же российские «айтишники» попадают в западные компании, где менеджеры (и заказчики) следят за каждой минутой оплаченного времени проекта, они обнаруживают, что работать эффективно требуется все 8 часов из 8-ми.
«Плюшки» — типа чай, кофе, игры в офисе — уже не работают, это либо по дефолту должно быть в каждом офисе, либо «платите мне лучше нормальную зарплату и я сам себе это куплю».
В обещания про «интересный проект» и " стабильную дружную компанию" в описаниях вакансий сейчас уже не верят. Приходится придумывать что-то новое, приводить доказательства, чтобы привлечь нужного спеца.
1. Деньги.
Это основная мотивация. Не только заработная плата, но и другие возможности:
2. Время.
Облик «айтишника» изменился. Они больше не носят растянутые свитера и не пьют литрами растворимый кофе. У них появился досуг ( а также девушки, жены и дети) и деньги на него. Поэтому при выборе работы, все чаще становится важным сколько времени придется тратить дорогу и есть ли переработки.
3. Отлаженные процессы.
«Айтишники» заинтересованы в том, чтобы в компании были выстроены процессы, т. е. использовались системы контроля версий, создавалось качественное тз, были тестировщики, четкие системы коммуникаций между подразделениями и заказчиками. Специалисты не готовы тратить свое время и силы на лишние коммуникации, рутину или непрофильные задачи.
4. Перспективы карьерного/профессионального роста.
Толковый спец уйдет, если ему постоянно придется заниматься одним и тем же, без вариантов дальнейшего роста. Для «айтишника» важно, чтобы задачи, о которых говорят на собеседовании, соответствовали действительности. Можно круто презентовать неинтересную вакансию, но через 3 месяца ваш «айтишник» уйдет, обнаружив, что нужно саппортить сайты на битриксе, а под новыми технологиями подразумевался переход на Drupal.
5. Стабильность.
Особенно сейчас. Задача HR показать, что компания стабильная и что она будет долго работать.