Компания не может стоять на месте. И на каждом этапе развития ей приходится оптимизировать затраты на персонал. Как это сделать гибко, мягко и без лишних потерь – рассказывает
Ольга Чумакина- эксперт в области управления персоналом.
Итак, каких же сотрудников нельзя уволить ни в коем случае?
1. Указанные в законе.
Если мы говорим о сокращении численности или штата, то в законе четко определен список сотрудников, которые не подлежат сокращению, кроме как во время ликвидации компании.
Отвечу на вопрос с дугой стороны – поговорим об оптимизации затрат и планах сокращать сотрудников.
2. Ядро компании.
Сначала анализируем, кто из сотрудников является носителем технологии, секрета производства, того, что, собственно, и является нашим бизнесом. Поэтому определяем тех, кто является гарантом воспроизведения услуги или продукта с теми же качественными характеристиками.
В каждой компании ядром могут быть разные сотрудники. В отдельных видах бизнеса воспроизводимость обеспечивает персонал, который отвечает за нормирование, т.е. за описание технологии, а создание продукта или услуги не столь сложно. В других видах бизнеса услуга зависит только от мастерства исполнителя и т.п.
3. Лояльные сотрудники.
Выбираем не только тех, кто гарантирует, что технология, бизнес-процессы будут работать верно, но и тех, кто при этом в сложный момент с меньшей вероятностью нас покинут. Крайне сложно гарантировать, что новые сотрудники будут так же лояльны, как старые, которые уже хорошо интегрировались в корпоративные ценности. И которые, согласитесь, многое прощают, когда вместе с нами проходят сложные моменты жизни организации.
4. Неформальные лидеры.
Рассмотрим пример слияния и поглощения: объединились 2 модели бизнеса. Логично, что при дублировании процессов компания расстается с персоналом.
Здесь возникает еще одна категория персонала, которая делает стабильной корпоративную атмосферу и позволяет внедрять изменения наименее болезненно – в случае слияния/поглощения не стоит увольнять неформальных лидеров, поддержкой которых можно заручиться и внедрять изменения более эффективно и просто.
Оценивайте лидерские качества, находите сотрудникам новое применение, если их позиции попадают под сокращение. Из двух кандидатов на выбывание оставляйте того, кто наибольшее влияние оказывает на корпоративную культуру, естественно, в позитивном ключе.
Вопрос о том, кого нельзя увольнять, довольно емкий, мы рассмотрим его более подробно в рамках двухдневного
практикума "Правила расставания с сотрудниками".
Приходите!